Если бы вам каким-то образом удалось переместиться в Нью-Йорк 20-х годов прошлого века (автомобильную Мекку того времени), и вы бы начали жаловаться тамошним шофёрам на современные проблемы, вас бы никто не понял. Ну скажите, пожалуйста, зачем здравомыслящему человеку платить сумасшедшие деньги за какой-то бензин? Когда машина может преспокойно ездить на опилках и угле? А что, экология, чистый воздух? С этим никаких проблем: всё знаменитое нью-йоркское такси, например, передвигается на электричестве. Да-да, все 70 тысяч автомобилей. Да и вообще: кто согласится ездить верхом на бочке с горючей жидкостью? Вас бы сочли чудаком и подняли на смех. А на улицах города вы бы и правда увидели засилье жёлтых электрокаров и роскошных частных паромобилей.
Паромобиль
Если при этом слове вы представляете себе архаичную телегу, чадящую и еле едущую, значит, вы находитесь в плену бензиновых иллюзий. К концу «парового века» двигатели внешнего сгорания достигли такого совершенства, что их лучшие образцы могут поспорить с современными двигателями внутреннего сгорания (ДВС) по коэффициенту полезного действия. Не верите? В 1924 году на Нью-Йоркском автошоу была представлена Model E — паромобиль, как бы сейчас сказали, премиум-класса. До 100 км/ч машина разгонялась за 10 секунд, а её максимальная скорость составляла 160 км/ч. Характеристики лучше, чем у большинства автомобилей нашего времени.
Причём, в отличие от современных машин, Model E передвигалась бесшумно: у паромобилей отсутствует выхлоп. Кстати, как и коробка передач со сцеплением: всё это заменяет дроссельная заслонка. Только представьте себе: никаких дурацких «палок», туповатых «роботов» или дорогостоящих «автоматов». Машина запускалась с ключа и после минутного разогрева жидкости была готова к движению. Во время поездки топливо, конечно же, подавалось автоматически. А главное, использовать в качестве него можно было всё, что угодно: прессованные опилки, уголь и так далее. Вы спросите про экологичность? Она в большей степени определяется не самим источником тепла, а полнотой сгорания — и обеспечить её в двигателе внешнего сгорания даже проще, чем в ДВС.
Реплика паровой машины Doble — компании, создавшей Model E. Фото: Commons.wikimedia.org / Norbert Schnitzler