Городской общественный пассажирский транспорт (ГПТ) является одним из основных элементов городского хозяйства и обеспечивает транспортную взаимосвязь всех частей города. Система городского общественного пассажирского транспорта имеет важное социальное значение для населения и выступает как важнейшая часть городской инфраструктуры. В результате ряда исследований установлено, что в городах с населением свыше 500 тысяч человек каждый житель затрачивает на передвижение к месту работы более одного часа [1, 5].
В условиях сложившегося хозяйственного механизма обновление подвижного состава ГПТ весьма проблематично, что ведет к неизбежному старению эксплуатируемого парка и, следовательно, к увеличению затрат на поддержание автобусов в работоспособном состоянии, ухудшению всех технико-экономических показателей. Все это указывает на необходимость поиска перспективных направлений совершенствования транспортных средств в ГПТ.
Городские автобусные перевозки производятся в общем потоке транспортных средств, с частыми разгонами, замедлениями и остановками. При этом двигатели автобусов более 60 % времени работают на неустановившихся режимах, характеризующихся высоким расходом топлива и большим выбросам вредных веществ. Поэтому, решение вопросов повышения экономических и экологических качеств автобусов, в направлении совершенствования силовых установок, является актуальной [1, 2, 5]. Ведущие производители автотранспортных средств, приняли концепцию создания экологически чистого автомобиля, и на первой стадии предусматривается создание гибридных автомобилей. В гибридном автомобиле (ГА) обеспечивается работа ДВС на режимах его наибольшей эффективности, в независимости от режима движения автомобиля.