Внимание на литий обратили после Второй мировой войны. Его используют при производстве стекла и керамики, в нефтехимии, металлургии, медицине и прочем, но самым агрессивным потребителем с конца прошлого века является электроника. Из-за своего малого атомного веса, литий — уникальное сырьё для аккумуляторов: ёмкость литиевых аккумуляторных элементов значительно выше любых электрохимических конкурентов (по крайней мере из числа пригодных для массового производства). В результате, со становлением мобильной электроники, взлетел и спрос на литий. Сегодня в мире его вырабатывается более 600 тысяч тонн ежегодно — и, оставайся он лишь основой для батарей ноутбуков и телефонов, этого хватило бы до конца столетия. Однако в XXI веке в игру неожиданно включились электромобили и бытовые электростанции. И вот тут ситуация приобрела характер кризисной.
В автомобильных и бытовых аккумуляторах (устроенных совершенно одинаково и различающихся лишь ёмкостью: последние должны запасать в разы больше энергии) литий снова проявил свой парадоксальный характер. Приблизительно (разные оценки, разные производители, разные ёмкости, меняющиеся цены), стоимость лития сейчас составляет 5-10% от себестоимости батареи в электромобиле. Иначе говоря, запас вроде бы есть и даже если цена вырастет многократно, покупать электромобили не перестанут. Но загвоздка в том, что при незначительной цене литий играет тут главную роль: без него аккумулятора не будет вовсе! А вот с доступностью проблема.
Вы наверняка слышали слова Элона Маска: чтобы Tesla Motors смогла производить полмиллиона электромобилей в год, ей необходимо узурпировать всё мировое производство литиевых аккумуляторов. А ведь она не одна! Большие планы у VW, Toyota, GM, у китайской BYD Auto (одна из первых в мире по количеству производимых гибридных авто, но делает она уже и настоящие электромобили). Чтобы вы могли оценить, насколько электромобиль изменил ситуацию, вот ещё один расхожий прогноз: если установившаяся тенденция продаж сохранится, к 2025 году одни только электромобили утроят литиевый рынок.
BYD — тёмная лошадка электромобильной гонки. Она продаёт десятки тысяч гибридных автомобилей в год, а её цельноэлектрический Qin EV300, только что поступивший в продажу в Китае, в общем, сравним с Tesla Motors Model 3. Запас хода 300 км, максимальная скорость 150 км/ч (но мы ведь говорим о семейном авто?), цена без субсидий и льгот от $40 тысяч.