Наверное, все помнят из школьного курса физики, что электродвигатель состоит всего из двух деталей: ротора, который вращается, и статора, что неподвижен. Так вот, если мы превратим статор в ось, а на вращающийся ротор наденем автомобильную шину, то перед нами получится не что иное, как мотор-колесо. Именно такое "чудо" недавно было создано в США.
Казалось бы, чего проще — вот так сделал и бери себе поезжай! Однако в реальной жизни все оказалось совсем не так просто, как кажется на первый взгляд.
Первым автомобилем, имевшим мотор колеса, стал "продвинутый" Lohner-Porsche (1900) — первый в мире гибридный автомобиль, в конструкции которого были применены мотор-колёса. Успеха он не имел, поскольку на нем были очень тяжелые и громоздкие свинцово-цинковые аккумуляторы, и он не столько ездил, сколько их заряжал.
Впрочем, идея мотор-колеса после этого отнюдь не умерла, а получила свое инженерное воплощение в оригинальных двигателях для… карьерных самосвалов. Как правило, это огромные машины, которые по обычным асфальтовым дорогам не ездят, а день и ночь колесят по уходящим в глубины земли рудным или алмазным карьерам, перевозя на поверхность за каждую поезду десятки, а то сразу и сотни тонн породы!
Как эти "чудовища" устроены проще всего рассмотреть, скажем, на примере Komatsu 930E-3SE — флагмана японского производителя такого рода необычной техники. Полная масса автомобиля — 504 тонны, мощность двигателя — 3500 лошадиных сил, а перевозит он в своем "чреве" (то есть в кузове!) до 290 тонн груза. Для того, чтобы сдвинуть такую громадину с места, у автомобиля под капотом имеется 18-цилиндровый турбодизельный двигатель мощностью 3500 лошадиных сил, который способен давать 1900 оборотов в минуту.